Главная > Новости > Образы Минина и Пожарского в живописи.
Новости
02.11.2020

Образы Минина и Пожарского в живописи.

Русское государство конца 16 — начала 17 века отмечено событиями, которые вошли в историю страны как Смутное время. Политический и экономический кризис страны породил массу столкновений, как внутреннего, так и внешнего характера — череда бунтов, вторжения с захватническими целями, природные катаклизмы, все это довело государство до морального и физического истощения. Да, были и трагические моменты, но они, как правило, рождают героические поступки.


В преддверии празднования Дня Единства ДК «Радуга» познакомит вас с пятью картинами, где те события и образы Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

1.
Михаила Скотти, «Минин и Пожарский».
 
Это произведение искусства хорошо известно, так как практически каждый видел его в школьных учебниках истории, в разделе культуры. Она была написана в 1850 году, на внушительных размерах полотне. Герои изображены стоящими бок об бок друг к другу, в позах как будто замерших в театральной постановке, Пожарский держит знамя, лица выполнены подобно образам античных героев — красивые и с правильными чертами.
На заднем фоне представлено ополчение, которое под руководством Минина и Пожарского вот-вот освободят Московский кремль. Совершенно два разных по происхождению человека — один потомок самого Рюрика, второй простой староста. Оба верят в успех своего дела и знают свою цель — освобождение столицы от иностранных захватчиков.

2.
Михаила Песков, «Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году».

Картину «Воззвание Минина к нижегородцам» Михаил Песков написал в 1861 году. За эту работу живописец получил малую золотую медаль в Императорской Академии художеств в Петербурге. Для картины Михаил Песков выбрал тёмный колорит в жёлто-коричневых оттенках. Такое цветовое решение было характерно для академической живописи.
Фигура Кузьмы Минина находится в центре композиции. Староста стоит на площади перед Предтеченским храмом в Нижнем Новгороде и указывает в сторону Москвы. Минин обращается к нижегородцам с призывом бороться против польских захватчиков и собрать деньги на борьбу за освобождение русской столицы:

3.
Илья Репин, «Кузьма Минин» (эскиз).

В экспозиции Астраханской картинной галереи представлен эскиз к картине «Кузьма Минин», который Илья Репин написал в 1894 году. Первоначально эту работу приобрел известный московский коллекционер Иван Цветков для своего собрания, которое он называл «конспектом русского искусства». После расформирования Цветковской галереи работа через Государственный музейный фонд поступила в Астрахань.
Эскиз написан широко и свободно, а его колорит построен на мягких оттенках серебристо-голубого и охристого цветов. В центре композиции эскиза — фигура русского национального героя Кузьмы Минина. Этот эскиз так и остался эскизом: свою работу Репин заканчивать не стал.

4.
Константин Маковский, «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям».

Возможно, мир никогда не увидел бы потрясающее масштабами полотно, если бы не одно событие в 1891 году. Тогда Илья Репин представил обществу свою работу «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Пораженный размерами и мастерством художника, от зависти и желания превзойти Маковский решился на создание исторического полотна «Воззвание Минина к нижегородцам».
В самом центре мы видим Козьму Минина. Он призывает жителей города помочь созданию ополчения, чтобы освободить Московское государство от врагов. Помимо Минина, на картине детально изображены более ста портретов персонажей. Можно долго рассматривать лица людей: нищих и богатых, в лохмотьях и в платьях, взрослых и детей. Всё слилось в едином патриотическом порыве.

5.
Юрии Пантюхин, «Минин и Пожарский. Освобождение Москвы» правая часть триптиха «За землю Русскую».

Правая часть триптиха закончена в 2005 году.
Центральную часть картины занимают Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Фигура первого обращена х зрителю, взгляд отведен в сторону, создавая ощущение мысленного напряжения и задумчивости. Дмитрий Пожарский стоит за спиной Минина так, что зритель может разглядеть его княжеские доспехи, руки, сложенные на рукояти меча. Его взгляд устремлен в сторону народного ополчения, которое расположено позади. За спинами центральных фигур развевается красное знамя Руси Великой. На дальнем плане виднеются купола Московского кремля, они растворяются в серебристых облаках. Их объемы динамичны, их ритм перекликается с состоянием разнородной толпы, которая линует и чествует своих героев, возглавивших освободительное движение против польских интервентов.
Фигуры Минина и Пожарского на переднем плане стоят в свободной позе, их взгляды разнонаправленны, что создает ощущение всеохватываемости. Герои твердо стоят на своей позиции, в лицах прочитывается гордость за победивший народ, за стремление к свободе, самоопределению. Они как-будто не сомневались в победе.

 

архив новостей